СМБ Дружина "Град Москва"

Главная         Последние обновления         Карта сайта         Поиск
Град Москва

Размышления членов содружества


   Мозгов Анатолий
   Мозгов Кирилл
   Садур Давид-Амир
   Эппле Николай
   Сединкин Александр

   Седова Наталья
   Вайсбурд Роза


    Мозгов Анатолий
   Мое воцерковление совпало с появлением первой группы скаутов. В жизни этой группы в Москве и в лагерях я получал первый опыт братского общения. Там собирались люди, имеющие разный церковный и духовный опыт, взрослые и дети, но всегда царил дух открытости Богу и друг другу. Ответы на новые и непростые для нас вопросы мы в первую очередь искали в нашей христианской жизни.
   Вся жизнь скаутской группы была направлена на то, чтобы создать среду, в которой дети могли бы получить опыт общинной жизни, принять от старших тот дар, который мы получили от Бога. И сегодня, глядя на наших детей, я могу сказать, что семена, которые были брошены в те годы, дали неплохие всходы, и, дерзну сказать, уже и плоды.



    Мозгов Кирилл
   Чем особенно ценен скаутинг? Это хорошо отработанная, но при этом достаточно гибкая форма, которую по желанию и возможностям руководителя можно наполнить достойным содержанием. Поэтому не случайно, что братская дружина "Град Москва" всегда отличалась от всех остальных российских (тем более, европейских) дружин тем, что скаутинг был прикладной формой для воспитания детей в братстве.
   Для меня скаутинг оказался местом обретения друзей, опытом дружбы не только с ровесниками, но и старшими, и младшими, опытом соработничества и сотворчества в братстве. Это удивительная возможность христианского проживания самых разных ситуаций вместе с близкими людьми.



    Садур Давид-Амир
   Скаутские группы очень помогают нашей семье в воспитании детей. Особенно группы "слонопотамов" (помощники Дмитрий Сегаль, Лиза Серова) и "слонороликов" (помощники Соня Сединкина и Карина Гиздатова), которые занимаются с младшими (6-7 лет) и 8-9 летними детьми. Благодаря тому, что они регулярно занимаются с детьми, я имею возможность трудится в братстве, Ане это тоже большая помощь.



    Эппле Николай
   Моя встреча со скаутами, в том числе, составившими нынешнюю дружину СМБ, состоялась летом 1992 г., в лагере "Нилова пустынь". Скаутские знакомства привели меня осенью 1993 в Преображенское братство; т.о. во многом именно доверие к скаутам из братства и их вдохновение на первых порах сыграли решающую роль в обретении доверия братству.
   Как для ребенка, наверное, для меня в скаутинге был важен опыт общей жизни, сознание, что взрослые живут полностью тем же, чем я, разница только в степени ответственности, которую мне в принципе, никто не мешает разделить.
   Пожалуй, мой самый ранний и актуальный на всю жизнь опыт "иночества" и "подвига" - установка палатки под проливным дождем в 12-летнем возрасте.
   Мне очень трудно представить себе методику, которая позволяла бы воспитывать в молодых людях вот специально христиан. Но я знаю много способов занять ребенка-подростка-молодого человека делом и тем самым способствовать развитию личности, а если вокруг него есть хорошие примеры - личности христианской. Так вот, скаутская система - очень не плохое оформление для таких дел. Это хорошая модель большого мира, скаут встроен в систему отношений: он ответственен за младшего перед старшим и перед лицом товарищей (надо ли добавлять: и перед Богом). Важное обстоятельство: эта игра требует от взрослых очень серьезного отношения и увлеченности. Скаутским руководителем не может стать любой педагог, которого "направят" на данное "направление". Нельзя заставить себя получать удовольствие от грязи и холода, нашивок, одним словом, от беганья в "коротких штанишках" - удовольствие, для скаутского руководителя необходимое. Должен сказать, что руководители дружины "Град Москва" названным условиям всегда удовлетворяли, во многом они по-человечески остаются для меня примером, а потому о своей жизни там я вспоминаю с большой теплотой. Что касается плодов деятельности дружины, надо ли говорить, что молодежная работа в СМБ в большой степени держится на людях, выросших в дружине.



    Сединкин Александр

   Сегодня, когда наше движение достаточно сформировалось, и общинно-братская жизнь стала нашим повседневным жизненным опытом, мне не дает покоя один вопрос, от которого я хотел бы оттолкнуться в своих размышлениях:
         - Как получается, что молодость, дружественность, мужественность, веселость уходят из церкви?
         - Как получается, что молодые люди в церкви, внутренне оставаясь инфантильными, начинают стилизоваться под взрослых?
         - Как получается, что достойный и бесценный опыт взаимной ответственности и верности, взаимного послушания и взаимного старшинства в любви, так часто снижается до безответственности и неверности, быстро теряет свою жизненность и заразительность.
   Моя попытка разгадать причины человеческой инфантильности, трусости и отказа от ответственного самостояния, которые мне более всего ненавистны в себе самом, возможно, вызовет улыбку умудренных опытом братьев. Однако, жизнь в церкви тем и хороша, что избавляет от вечных комплексов и страхов сделать ошибку. Я понимаю, что когда придет время поставить меня на место, за этим дело не станет. Поэтому сейчас, когда от меня требуются мои размышления, я, помолясь, приступаю и прошу меня простить за некоторую образность мышления, невольные обобщения и гиперболы, являющиеся лишь требованием стиля.

                  1. Смирение перед духом мира сего
   Для сознательного выбора христианского пути необходимо опытно познать, что такое челюсти мира сего. Без этого опыта трудно говорить о серьезном выборе. Однако, вовсе нет необходимости в том, чтобы дух человека был раздавлен, разжеван и поломан духом мира сего.
   Никакая изломанность, никакая растраченность не является препятствием для Христа. И мы благодарим за это Бога. Но есть и другая сторона медали, - человеку, перемолотому на мельнице мира сего труднее стать воином Христовым. Кроме силы Божьей, необходимы силы человеческие, которых после такого помола, не становится больше.
         * К сожалению, многие люди приходят в церковь в сознательном возрасте духовно сломленными, раздробленными и пережеванными миром сим.
   Как такое может быть? В какой момент люди "смиряются" силами мира сего? И как это происходит?

                  2. Детские жертвоприношения
…у иконы Георгия Победоносца: "а теперь, внучек, поцелуй боженьку в хвостик"…

   Удивительным образом это происходит как бы в простоте, и, почти, безболезненно. В подростковом возрасте наступает духовный разрыв в жизни человека. Наступает возраст перемены веры. Детская вера по доверию к родителям уже ушла, личная вера еще не состоялась. А если нет личной веры, о какой церковности может идти речь? Также естественно, в этом возрасте, наступает дистанцирование детей от родителей, и, блокируется возможность поступления помощи от них. Единственным реальным источником духовной помощи становится социальная среда, в которой собственно (в отсутствии веры, родителей и церкви) и совершается прививка духа мира сего.
   Этап духовного пере-облачения из детских доспехов (детской веры, доверчивости, непосредственности, открытости) в доспехи взрослые (истину, броню праведности, щит веры, шлем спасения, меч духовный, готовность благовествовать мир) (Еф 6.13-17), начало которого приходится на подростковый возраст, превращается для ребенка в раз-облачение посреди мира сего. Детские доспехи уже не защищают. Разоблаченные подростки погружаются в мир сей. Многие из них там и остаются. Некоторые из них, изрядно "привитые", потом возвращаются. Мы говорим: свободный выбор. Кто хотел пришел, кто не хотел не пришел. Но, лучшие свои силы они оставили на той мельнице. Их потому и отпустили, что они уже не опасны, они пришли спасаться, но не воинствовать во Христе.
   И, эта тотальная вакцинация духа мира сего, если ее не прекратить, никогда не даст молодым силам действовать в церкви. Я имею в виду именно молодые силы самой церкви (а не молодежь как таковую). Силы, из которых рождается дух самопожертвования, дух рыцарства, дух самостояния, дух воинствования во Христе.
   Церковная катастрофа в вопросе воцерковления детей возникает из отсутствия общей жизни во Христе. А проявляется она в том, что в самом важном (с точки зрения собирания сил), в самом беззащитном (в духовном отношении) возрасте (подростковом), дети остаются одни, без защиты, и легко отдаются на откуп миру сему.
   Жизнь подвижников, показавших пример деятельного служения в церкви, как правило, имеет интересную особенность: Это люди хорошо знающие оскал зверя, но обошедшиеся без прививки жизни по его законам. Это люди, чей дух не был сломлен, люди, которые не теряли своего достоинства воинов Христовых, люди, не растратившие себя, прежде чем войти в церковь. Они - редкое исключение из правил, и на них ложится вся тяжесть церковной жизни. Церковь же в целом берет на себя роль пассивно-послушного большинства, и готова, в крайнем случае, поменять ее на роль агрессивно-послушного большинства.

                  3. Церковно-социальная среда
   Подростковый возраст, важнейший возраст в жизни человека. Вся скаутская система вырастает из размышления о нем. Из размышлений о том, что можно сделать, для прекращения детских жертвоприношений. Но почему же именно скаутская? Зачем все эти игры, испытания, разряды, правила, походы, физическая нагрузка, а еще российский флаг и общая молитва тут же? Винегрет какой-то. Почему бы не организовать все как у людей, серьезно, вдумчиво, спокойно? Вот, что пишет об этом прот. В.В. Зеньковский:
   "Самая существенная помощь в религиозной жизни исходит в это время не от школы и не от семьи и даже не от Церкви, а от социальной среды. Создание социальной среды утоляет духовный голод и дает живое удовлетворение подростку, но самый путь такой внесемейной и внешкольной религиозной работы теперь только раскрывается перед нами в религиозно-педагогических исканиях во всем мире".
   Многие столетия церковь как бы не замечала вопроса о подростковом кризисе. Этот вопрос сдерживался тем, что жизнь была укладная, а церковь государственная. И духовные категории легко подменялись социальными и политическими. Однако, по завершении константиновского периода, церковь незамедлительно отвечает на подростковый вопрос представлением о церковно-социальной среде, и духовном попечении о ней. Повсеместно, как грибы после дождя, возникают, в частности, скаутские отряды. Церковно-социальная среда призвана стать тем местом, где подростки, могли бы заслужить себе новые доспехи и научиться ими пользоваться.
   Духовный путь подростка можно уподобить восхождению по шаткой лестнице, в котором ребенок может опираться ногами на свой детский опыт, руками держаться за опыт своих старших друзей, а головой соотноситься с опытом взрослых. Без ступеней и перил (т.е. без детско-молодежной среды), такое восхождение, мягко говоря, затруднительно.
   Не возможно воспитать, подростков, сохранив не поврежденной веру, если они вырваны из целостной церковно-социальной среды, в которой, с одной стороны, есть детская вера, есть младшие (для заботы о них), и с другой стороны, есть верующие молодые люди, уже перебравшиеся через болото подросткового неверия к воде живой, и, также, есть взрослые, чья жизнь в церкви опытно выверена. Воспитание подростков невозможно без среды, реально воплощающей преемственность между детской верой и верой взрослой. Такая неразрывная детско-подростково-молодёжно-взрослая среда и есть среда церковно-социальная и реально действенная. Именно в этой среде подросток найдёт и пример ответственной беззаветной работы, место приложения лучшим своим силам, и плодотворную почву для прорастания зёрен взрослой веры.

                  4. Скаутский метод
"тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб…"

   Воспитание невозможно помыслить вне контекста живого общения, и как ни хотелось бы нам, как родителям, удержать ребенка при ноге, внутренняя логика развития ведет его к размыканию семейного (а потом и межсемейного) круга общения, ради общения со сверстниками, ради общения, стоящего под знаком иных (не родительских, а иногда и не церковных) авторитетов. Ситуация жизненно опасная, но необходимая для свободного становления личности. Логика скаутского подхода в данном вопросе очень проста. Во-первых, это попытка преодоления собственнического родительского снобизма, и, во-вторых, это попытка оказания косвенной помощи, в то время, когда прямая помощь не может быть принята. Если мы знаем, что наступит этап временного отдаления, что это не блажь, а вопрос становления личности, то давайте проявим некоторый такт в области своей опеки над ребенком, но, позаботимся же о том, чтобы место, куда он уйдет, не оказалась бы, по необходимости, ближайшей подворотней, с ее, безгранично расширенным "сердцем". Вот и вся логика. Логика невозможности сказать себе: "уходит от нас ?! скатертью дорога, дверь в мир сей открыта". Скаутский метод - это созидание церковно-социальной среды и попечение о ней, попечение о напряженности и направленности жизни этой среды, о ее традициях, о ее церковной согретости, (покуда она не может быть полностью церковной) о ее целостности, совместности, взаимосвязанности. О ее способности если и не отстоять детей у мира сего, то, по крайней мере поспорить с ним.
   И, ради такого попечения, взрослые люди вместо своей благочестивой респектабельности надевают на себя короткие штаны, сидят с детьми вечером у костра, рискуют выглядеть нелепо как перед взрослыми, так и перед теми же детьми, топают долгие километры по самым разным закоулкам своего края, вникают в мир детских переживаний, меняют свое родительское старшинство на старшинство иное, надевают галстук руководителя, и становятся для подростков старшими друзьями. И, если, подростки эту дружбу принимают, и отвечают на нее взаимностью, то происходит нечто важное… возникает благодарение друг о друге, свидетельствующее о том, что Господь в этой ситуации получает дополнительную возможность для действования.
   Все остальное, все скаутские ступени, игры, испытания, законы, игровой метод, посвящения, форма, нашивки, знаки различия, звеновая система, курсы для старших в звеньях, курсы для помощников, курсы для руководителей, межотрядные встречи, дела "круга дружины" (см. приложение) - все это только повод, только форма, которой может быть опосредовано духовное усилие и устремление веры и жизни в этом возрасте.

                  5. Общая жизнь во Христе
   Скаутская традиция имеет столетнюю историю. Попробуем подвести какие-то итоги: В целом, методика оправдала себя, сегодня скаутинг продолжает развиваться по всему миру. Слабое место методики также очевидно: за редким исключением, церковность скаутских направлений мало подкреплялась общей жизнью во Христе, оказывалась внешне-декларативной, и, в лучшем случае превращалась в социальную работу, а, в худшем случае могла мало отличаться от духа мира сего.
   Жизнь нашей дружины очень сильно отличалась и отличается от жизни других скаутских дружин. В дружине никогда не угасало вдохновение общей жизни во Христе. Вектор этого вдохновения всегда восходил к нашему движению, в какой бы форме оно не существовало в эти годы. Нынешнее устроение содружества дает нам шанс сделать шаг от вдохновения, к самой общей жизни.

                  6. Детские направления в СМБ
   Несколько слов о церковной судьбе наших направлений (сейчас я имею в виду и семейное направление тоже). Сами направления начали формироваться задолго до того, как сформировались малые братства в их теперешнем виде. 10 лет назад Содружество решало жизненно важные для него задачи, плохо осознавало свои границы, и, не готово было вместить в себя ответственность за детей. Оба направления вынуждены были взять на себя часть церковных функций, которые, в нормальном случае, им не присущи. Кроме, адекватного для них, качества дополнительности, оба направления сегодня имеют некое подобие целостности и самодостаточности. Это именно подобие, возникшее как нормальная компенсаторная реакция живого организма на перекос в церковной жизни во время становления и гонений. Обоим направлениям была бы сегодня грош цена, если бы никакой целостности в них не оказалось. Это означало бы, что направления не чувствовали ослабленности церковного организма в период становления и гонений, не брали на себя никакой ответственности за происходящее, и решали частные задачи воспитания собственных детей. Сегодня, затянувшаяся для направлений необходимость заменять собой церковь, стала слишком утомительной для них и вредной для детей. Дальнейшее существование в таком виде разрушительно и для направлений и для братств. Это является прямым свидетельством зрелости движения и необходимости соборного вникания, обсуждения и рассуждения.

                  7. Дух общей жизни и ее формы
   Имеет смысл различать, но не противопоставлять понятия "Направление детской работы" и "жизнь с детьми в братствах". Сегодня заметно невольное противопоставления этих реальностей. Когда говорят о детских направлениях, думают о чем-то "не братском", а, когда говорят о детской жизни в братствах, возникает образ некой общей жизни, не имеющей своих форм и направлений. Это недоразумение. Когда мы говорим "направление", мы имеем в виду конкретные формы жизни с детьми, наиболее подходящие для того или иного возраста, той или иной ситуации. Когда же говорим о детской жизни в братствах, то имеем в виду общую церковную жизнь с детьми, вне зависимости от ее форм. Противопоставления направлений и братств происходит только от того, что сегодня (к большому сожалению) конкретные направления и формы детской работы развиты преимущественно в контексте межбратском.
   Различные направления (или формы работы с детьми) могут и должны существовать внутри братств. И, соответственно, братская совместная жизнь с детьми не должна быть бесформенной или однообразной по своим формам.
         * Воцерковление не возможно без общей жизни во Христе
         * Подростковый возраст не может быть воцерковлен до конца. Единственный, известный нам способ сохранения с подростками живой церковной связи, состоит в образовании церковно-социальлной среды, и ответственном церковном попечении об этой среде, что и является основой скаутинга.
         * Чтобы не превратиться просто в социальную, церковно-социальная среда должна быть ориентирована на сохранение всех церковных связей, и не должна вырывать подростков из контекста детско-молодежной жизни церкви. Она будет бесполезной, если будет ориентирована исключительно на подростковый возраст, если в ней не будет качества целостности, совместности и взаимосвязанности. Иными словами, эта среда должна быть не подростковой, а детско-подростково-молодежно-взрослой.

                  8. Итоги
   Если попечение малых братств о детях благодатно расцветая, вытеснит все межбратские направления, и они почиют в Бозе, как не нужные, бесполезные, отжившие свое, это будет наилучшей, желанной и радостной кончиной для любого направления. Если какие-то братства, со временем, смогут на деле иметь попечение о детско-молодежной церковно-социальной среде, то у детей этих братств появится дополнительный шанс, войти в церковь и радостно отдать ей свои силы, без предварительного отбывания срока на службе у мира сего. Надо трезво взвесить свои силы, и увидеть ту меру, в которую мы могли бы взяться за это ответственно. Начинать надо с установления и укрепления живых человеческих связей, знакомиться с детьми, вникать в их жизнь, знакомить их со своей жизнью. Есть все основания для собирания братских сил и вникания в тему попечения о детях. На сегодняшний день сложились открытые и доверительные отношения в братствах к детям и к руководителям групп, и это взаимно. Мы имеем перспективную и подающую надежды картину в целом, и все шансы решать вопросы попечения о детях, и нахождения для них места в нашей жизни открыто, доверительно, соборно и без использования хирургических методов.

                  9. Обновление церкви
   Полнота жизни церкви не выводима из отдельных форм церковной жизни. Тем более, ее нельзя ставить в зависимость от успешности или не успешности детского воцерковления. Однако, было бы ошибкой думать, что эти вещи не связаны вовсе. Детская вера, при всем ее несовершенстве и при всей ее не полноте, - реальность, несомненно, подлинная и драгоценная для Бога. Верующие дети входят в сферу достояния Божьего, приобщены к живому телу Христову и защищены в нем от духа мира сего. В подростковом возрасте Господь как бы отпускает детей из своих рук и из рук родителей. Тогда, эта защита передается в руки церкви.
   У нас принято с умилением относиться к "деткам". Не отсюда ли это умиление, что в нашем сознании происходит вытеснение того факта, что завтра они останутся без защиты. Что завтра у нас не будет для них ответа на вопрос "что происходит?" Что завтра мы им скажем: "Все через это проходят, вот видишь, я - больной, кривой, помятый, живу раздвоенной жизнью, но, я же в церкви, я же спасаюсь, и у тебя получится. Смирись. Господь поможет". Если, через бедственное положение в вопросах детского воцерковления, мы сможем лучше увидеть нашу собственную бедственность и скудость, то есть надежда, что на пути ее преодоления, мы сможем помочь и детям.
   Я далек от мысли призывать всех нас к детской работе, ради обновления церковной жизни. Забота о детях - это не то, из чего обновление жизни может произойти, но это то, чем это обновление может быть опосредовано.



    Седова Наталья (Интервью Елены Яборовой)
   -Мне сказали, что вы здесь самая уникальная мама, потому что скаутскую жизнь прошли все трое ваших детей: Кирилл, и Екатерина, и Анастасия. В чём причина такой приверженности?
   Практически, с момента основания братской скаутской дружины в ее жизни участвовала вся наша семья, и в лагеря мы всегда ездили все вместе. На мой взгляд, скаутинг помог воцерковлению многих детей, да и не только детей, но и взрослых тоже. Это, по сути, общая жизнь детей и взрослых, жизнь в единстве, которая соотносится с тем, что существует в братстве. Ведь, с самого начала в дружине основную роль играли братские люди; они много размышляли о том, что такое скаутинг, и традиционную систему принимали с оговорками, многое в ней корректируя, меняя, исходя из целей и задач христианской братской жизни, в том числе задач воцерковления детей.
   В скаутской системе большой ценностью является постепенное движение ребенка, потом подростка, по некоей лестнице, когда он шагает со ступеньки на ступеньку, приобретая все новые знания, навыки и опыт, преодолевая при этом определенные трудности. В таком подходе заложен своеобразный стимул для роста - как внешнего, так и внутреннего взросления. Я сталкивалась с разными системами воспитания и воцерковления детей, сама участвовала во многих программах, но ничего лучшего, чем скаутинг до сих пор не видела. Безусловно, здесь есть и какие-то минусы, они неизбежны; ведь, создавая во многом новую систему, люди сами учатся, в чем-то ошибаются; к тому же есть и субъективные причины для этого, например, разные родители - одни помогают, другие - не очень.
   И все же, главной особенностью скаутинга в нашем варианте всегда была укорененность в братстве, обращенность в братство. Хочу сказать, что с самого начала, еще 15 лет назад, все руководители и их помощники, к числу которых я отношу и себя, взывали к нашим старшим братьям с просьбой не оставить без внимания детскую жизнь в братстве. Мы уже тогда говорили, что забота о детях, об их воцерковлении - наша общая забота, а не только родителей и руководителей групп. И мы стремились к тому, чтобы жизнь наших семей была примером свидетельства такого отношения к детям. Сегодня я благодарю Бога за то, что Братство в целом, большинство братств повернулось к этой проблеме. Теперь это один из центральных вопросов братской жизни, что свидетельствует об общем понимании важности жизни детей в братстве, в церкви.
   Вы выделяете главные основания движения скаутов?
   Братские христианские отношения естественно рождаются из совместной жизни, полной и трудностей, и радостей, стремящейся к полноте Церкви, полноте в Боге. Единство поколений - взрослых, младших детей, подростков, молодёжи - одно из важных оснований, на которых строится здесь жизнь. Одни становятся примером для других, хотя требования к ним и правила их жизни не совпадают. Мера ответственности c возрастом и ростом опыта естественно возрастает, как и должно быть в Церкви. В сочетании поколений явственно реализуется следование традиции. Здесь сейчас не так много взрослых и молодёжи. Но остались те, кто понял, что здесь их выбор, их служение, их призвание. Возвращаясь отсюда, мы вливаемся в Братство. И как паломничества, братские соборы всякий раз обновляют нас, так и после лагеря мы возвращаемся обновлёнными, готовыми делиться полученным здесь опытом жизни с братьями и сестрами. Конечно, жизнь в братстве так насыщенна, что всех на всё не хватает, хотя очень хотелось бы, чтобы чаще сюда приезжали старшие братья и хотя бы иногда отец Георгий. Здесь очень важно присутствие священника и старших братьев, которые могли бы сказать своё слово, поучаствовать в особо важных событиях. Ведь дети и молодёжь смотрят на взрослых, находящихся здесь, они видят их особенные отношения, видят, что перед ними люди братского союза. Слово "братский" для них наполнено глубоким жизненным содержанием. То, как братья и сёстры живут; то, как они говорят; как они проповедуют, как они общаются - это ежедневное и важное свидетельство и пример братской христианской жизни.



    Вайсбурд Роза
   Мой приход в церковь непосредственно связан со скаутской жизнью. Первый раз я выехала в скаутский лагерь летом 1996 г. Я увидела живой опыт церковной жизни, где всем, взрослым и детям интересно и радостно. После этого лагеря я решила пойти на оглашение.
   Теперь почти каждый год я езжу в скаутские лагеря, и для меня это не просто родительская помощь. Скаутский лагерь явился толчком для моей жизни в церкви, и с тех пор вообще исправление пути жизни для меня неразрывно связано с этими выездами.


Назад        




Hosted by uCoz