СМБ Дружина "Град Москва"

Главная         Последние обновления         Карта сайта         Поиск
Град Москва

Зачем дети играют


   Воспитание доброй воли
   Влияние на мотивационный процесс ребенка
   Что такое игра? Психологической, диалогической, нравственный и эмоционально-волевой аспекты игры
   Цель всякой игры состоит в формировании и освоении новых внутренних мотивов
   Разные ступени на пути формирования мотивов
   Игра вязана с эмоционально-волевой сферой человека


   Сегодняшняя тема называется "Игра теория и практика", но я буду говорить о теории. Без заявления этой темы, наши курсы, пожалуй, невозможно было бы считать скаутскими курсами. ИГРА - это главный метод воспитания в скаутской традиции.

   Воспитание доброй воли

   Мы в прошлый раз остановились на понятии "добрая воля", и это тот мостик, который я хочу перебросить от темы религиозного воспитания к теме игры.
   Мы говорили о том, что воля играет для человека огромную роль в жизни, что это тот инструмент, который задействован всегда, с помощью которого человек делает выбор. Если воля у человека больная, то вся жизнь его идет наперекосяк. Мы говорили о том, что для соотнесения своей жизни с волей Божьей, человеку надо иметь добрую волю. И, что человеку с больной волей очень трудно собирать со Христом, а не расточать. ( ср. "кто не собирает со Мною, тот расточает" Мф. 12.30) Мы говорили о том, что воспитывать детскую волю не просто, говорили о том, что давление на волю со стороны вызывает реакцию, что это давление всегда уродливо.
   Воспитание доброй воли должно быть скорее упреждающим, чем реактивным, следовательно, нужно думать о созидании в душе ребенка добрых мотивов, которые, в свою очередь помогут сделать правильный выбор. Хороший педагог закладывает фундамент на будущее, пока еще есть возможность поселить внутри ребенка добрые мотивы. Т.е. те представления, понятия, настроения, которые повлияют на решение в той или иной ситуации. Если же решение принято, и выбор сделан, (пусть даже неправильный), мысли о воспитании выглядят слегка запоздалыми…
   Искренне жаль тех детей, чье воспитание сводится лишь к реакции на уже совершенные поступки. Особенно, когда эта реакция не очень красива. (Ну что ты опять наделал!? Ты что совсем идиот!? Я тебе сколько раз повторял, что так делать не надо? За что мне такое наказание!)

   Влияние на мотивационный процесс ребенка

   Причины, побуждающие человека принимать решения, могут быть как внешними, так и внутренними. Соответственно, и способы влияния на мотивационный процесс могут быть или более грубыми, или более тонкими. Например:

   Насилие. Самая грубая возможность - это прямое насилие. Если ребенка сломить физически, психологически или духовно, то управлять им намного проще.

   Давление. Существует косвенное насилие, то есть давление на волю через запугивание и спекуляцию на слабых местах ребенка. "Что, мне опять позвонить твоему папе? Мало тебе досталось от него в прошлый раз?".

   Апелляция к правилам. Наличие общих правил жизни является большой помощью в воспитании, особенно если они не случайны, проверены жизнью и обязательны для всех.

   Усилие. Попытка согласования вашей позиции и позиции ребенка. Часто для этого достаточно просто войти в общение с ребенком и восстановить взаимное доверие. Сами же доводы могут иметь уже инструментальное значение.

   Доверие. Вы можете оказывать детям доверие. Это сильно меняет мотивационные процессы в детских душах, и оказывает влияние на принятие решений. Вы легко заметите, что такое оказание доверия связано не с давлением, не с насилием, не с принуждением, а, наоборот, со свободой. Ребенок это чувствует. И, если вы не научились доверять детям, вам лучше не подходить к ним вовсе.

   Игра. Есть еще один, довольно странный способ влияния на мотивацию. Давайте вспомним фильм "Джентльмены удачи". Помните то место, где директор (которого играет Леонов) приходит в детский сад, и воспитатели ему говорят, что дети плохо едят. И что делает директор?
   Он говорит: "Дети, завтрак сегодня отменяется, потому, что мы отправляемся в космическое путешествие". И все кричат: "ура".
   "Вася, ты будешь капитан!" "Есть!" - отвечает Вася. "Возьмите космические ложки и подкрепитесь, как следует, до обеда наш корабль на землю не вернется..." Все начинают есть.

   Что произошло? Почему дети начали есть, и есть с удовольствием? - Вступило в действие пространство игры. В один миг сам подход к делу как-то изменился. То, что в одном случае делать тяжело, в другом - становится делать легко. И то, что в одном случае делать не хочется, в другом может вдруг захотеться. Удивительным образом игра, наилучшим образом помогает преодолевать трудности, не нарушая внутренней свободы человека.

   Что же такое игра?

   Попробуем посмотреть на игру с четырех сторон: психологической, диалогической, нравственной и эмоционально-волевой.

   1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона игры подразумевает двойственное отношение к игре, то самое таинственное, "как если бы". Дети говорят: - "Давай, ты была плакса". Вот эта двойственность. Если ее нет - тогда нет игры. Центр игры находится там, где игровое действие является одновременно изображением этого действия. Ребенок играет в то, что он плачет. С одной стороны он плачет, а с другой стороны он это одновременно изображает. Эта двойственность, где действие и его изображение присутствуют одновременно - центр игры. Существует игрок, и существует роль. Здесь ценно то, что ребенок может достраивать себя и жизнь вокруг себя с позиции роли, и значит меняться, оставаясь при этом самим собой. Можно, к примеру, сказать: "Петя, ты что ворчишь? Где ты видел, чтобы пираты ворчали?"
   Играя, человек выходит как бы на границу самого себя и, значит, имеет возможность себя осознать. Важнейшее определение самосознания - это вненаходимость по отношению к себе, то есть несовпадение с самим собой. С точки зрения развития самосознания, игра - это способ осознать себя, осознать мир, осознать роль, осознать какие-то взаимоотношения.

   2. Игра очень важна для эгоистичных и аутичных детей, как возможность для их децентрации, то есть вывода из тех рамок, в которых они на свою беду оказались. Играя, ребенок может входить, как мы уже говорили, в роль. Это довольно безопасный выход. Если в реальной жизни страшно открываться и проявлять себя, то в игре это не так опасно, и дети на это идут. И возникает некая диалогичность, возможность видеть других, понимать других и вступать с ними в диалог.
   И, хотя, это все вещи психологические, они имеют и духовное значение. Мы уже говорили о необходимости соотнесения своей жизни с жизнью вечной. Если ребенок не умеет вести диалог, если он не умеет выходить за границу самого себя, если он не умеет ценить что-то, что вне него, ему трудно будет стать верующим человеком. Трудно будет открываться Богу, узнавать Его, идти Ему навстречу и вмещать Его. Простите за аналогию, если я назову неверие духовным аутизмом.
   Условно делят игры на ролевые и целевые, хотя их намного больше. Если ролевые игры не имеют конкретной цели, кроме собственно вживания в роль, то целевые игры имеют определенную цель, и строгий корпус правил, которые в течение игры не меняются.

   3. НРАВСТВЕННЫЙ аспект игры как раз и опирается на эти правила.
    Для детей, у которых понятие правды и справедливости еще не сформировано это очень важно. Само понятие правды заложено в детях изначально, но вся проблема в том, что нет школы, в которой ребенок научился бы это свое зачаточное чувство правды и справедливости формировать и доводить до такого состояния, чтобы в жизни на него можно было бы полагаться.
   Вот существуют два полюса: на одном из них человек с живым, но очень не зрелым чувством совести, и на другом человек, достигший примирения с Богом, и по этой совести реально живущий. Между этими полюсами, как вы понимаете, большой путь.
   Игра - это то место, та область, та школа, где эти два полюса могут как-то соотнестись. Играя, ребенок может по-настоящему навести какие-то мосты от чувства своей совести к исполнению и воплощению этого чувства в жизни.
   Повторюсь, чтобы сделать на этом акцент. Игра - это не опасный способ выхода за пределы своей ограниченности, своей эгоцентричности. Если в ролевых играх это выход в роль, с которой ребенок может соотнестись, то в целевых играх это выход в правила. Дети как бы превосходят самих себя ради правил. Пусть тебе не доставляет удовольствия проигрывать, но играть по правилам и не хитрить оказывается важней. Кроме того, ты же не один. Пусть тебе что-то обидно, но ради того, чтобы твоя команда могла дальше играть, ты должен свою обиду как-то победить. Такие победы самого себя - это опыт, без которого не возможен никакой духовный рост.
   Теперь, увидев природу игры, мы можем ответить на вопрос, в чем же состоит ее цель.

   Цель всякой игры состоит в формировании и освоении новых внутренних мотивов.

   Мотивы же могут быть двух типов:
      * Новые конкретные мотивы, то есть новые по содержанию, такие как: научиться хорошо бросать мяч, научиться точно бить в ворота, выдержать испытание на разряд и перейти на следующую ступень. Это хорошие мотивы.
      * И формирование новых психологических мотивов, не конкретных, а как бы новых форм мотивов, имеющих форму обобщающих намерений. Так может возникнуть желание повзрослеть, иметь друзей и самому быть верным другом, красиво и достойно жить, оправдать чувство внутреннего предназначения, стать личностью. И это тоже те мотивы, которые формируются.
   Мотивационный процесс у детей разного возраста, разумеется, сильно различен, поэтому важно, во-первых, хорошо выбирать и продумывать игры и, во-вторых, хорошо соотносить их с возрастом детей.

   Разные ступени на пути формирования мотивов

   Здесь имеет смысл сказать о разных ступенях на пути формирования мотивов. Мы вчера немного говорили о том, что чувство правды, развивается не сразу, а постепенно. И есть некие ступени, через которые опасно перескакивать. Если ребенку не утвердиться на какой-то предыдущей ступени, то ему трудно пойти дальше.
   Если с самого начала мы имеем какое-то смутное понятие о совести ребенка, которая плохо и не всегда адекватно проявляется, то первой такой ступенью может быть мотив, когда ребенок говорит: "Не хочу быть наказанным". Такой очень простой мотив сам по себе. То есть - "не хочу быть оторванным от союза любви, не хочу, чтобы разорвалась связь, не хочу, чтобы мы поссорились". Этот мотив совершенно нормальный, хотя и не очень возвышенный. Пока ребенок маленький, не надо от него ждать чего-то большего. Я специально начинаю с самых простых мотивов, потому что это те ступени, с которых начинается путь. Итак: "Нет, не хочу быть наказанным" - вот первый мотив.
   "Хочу награду за хорошее" - это мотив следующий. То есть, если я сделал что-то хорошее, я хочу увидеть, как хорошо это отразится в других; хочу, чтобы меня похвалили; хочу, чтобы это оценили, и хочу, чтобы это всем понравилось. Это тоже нормальный мотив. Иногда у нас возникает раздражение: сделал что-то хорошее и сразу бежит хвастаться, и как бы говорит: "похвалите меня за это". Раздражение по этому поводу возникает из-за неопытности. Существует определенный возраст, когда ребенка надо хвалить, надо поощрять и надо награждать. Многие спрашивают: "Почему у вас там, в скаутских лагерях все время какие-то поощрения, всякие призы, награды, нашивки? Если скауты действительно такие хорошие, пусть все делают без всякого поощрения. А то, что это такое? Это какие-то подачки". Это говорит о неграмотности. Потому что в определенном возрасте, в определенный период награда за хороший поступок - это нормально. Смешно, когда взрослый человек придает слишком большое значение всяким званиям и наградам (это лишь свидетельствует о том, что в детстве он в это не наигрался) но, повторяю, для детей это совершенно нормально.
   Дальше. Следующий этап, когда ребенок может сказать: "Я так делаю, потому что все так делают". Это тоже для нашего взрослого самосознания не очень высокий мотив. Мы скажем: "Все в окно будут бросаться, и ты будешь бросаться?" Но для ребенка это очень важный мотив. Это этический мотив. Значит надо следить за тем, чтобы среда, в которой живут наши дети, та обстановка, в которой мы с ними общаемся, была соответствующая. Чтобы пример, который они смогут получить, был бы хороший. Это важно для продумывания программы общения старших и младших. Подражание старшим - очень сильный мотив для младших. И если мы во время игры приведем на встречу с младшими тех старших, которые продемонстрируют свой дурной тон, эта ошибка будет дорого стоить. Хотим мы того или не хотим, подражание - это та ступень, которую надо пройти, чтобы пойти выше. И только на следующей ступени заходит речь о правилах, справедливости, о законе, о честности. Это только к 11-ти, 12-ти годам начинает созревать способность опираться в своей жизни на правду и на закон. Сказали так, значит так! Договорились, значит договорились. Попадаются дети, переживающие в это время эпоху настоящего законничества, когда справедливость ставится на первое место. И это, очевидно, не верх совершенства, но только начало пути. Дальше можно говорить о различении правды и праведности, можно говорить о различении правды человеческой и Правды Вышней. И в конце концов не будем забывать, что закон это только детоводитель ко Христу, что путь правды - это еще не путь Истины, Любви и Свободы.
   Мы с вами коснулись психологического, диалогического и нравственного подхода к игре.

   4. Но есть также подход к игре с субъективной точки зрения.

   С этой точки зрения игра, прежде всего, связана с эмоционально-волевой сферой и служит запросам чувств, служит для их выражения и формирования.
   Согласно так называемому закону "двойного выражения чувств", чувства ищут выражения в двойной форме: в эмоциональной форме, то есть во внешнем проявлении, и одновременно психологически они стремятся выразиться в каких-то закрепленных образах. И если человеку не удается по тем или иным причинам выражать свои чувства, они искажаются и засыхают. Но вместе с ними засыхает та внутренняя сила, тот "жар сердечный", который только и позволяет человеку иметь по настоящему добрую волю. Т.е. волю способную выбирать правду и красоту, волю, соотнесенную с волей вышней. Воля человека устроена двояко: в ней присутствует одновременно:
   во-первых: способность найти и опознать правильное решение, как бы высветить его лучом прожектора, и
   во-вторых - собственно сила принятия решения и воплощение его в конкретной жизненной ситуации.
   Вот сижу я, и думаю: как мне быть? И ко мне приходит понимание: Да, так хорошо, а так не хорошо. Это мой выбор, и выбор этот больше связан с рационально-волевой сферой, но сам акт принятия решения связан больше со сферой эмоционально-волевой. К сожалению, мы часто знаем, как правильно, но не делаем этого, потому что на это не хватает сил. Это говорит о нарушениях именно в эмоционально-волевой сфере. Да, важно в жизни опознавать правду и отличать ее от неправды, но не менее важно иметь силы для осуществления правды в жизни.
   Как настоящее богословие - это не знание о Боге, а знание Бога; также и добрая воля - это не знание о том, что хорошо, а это сила и возможность поступать достойно и красиво.
   Поэтому так важно (особенно в детском и подростковом возрасте) заботиться о формировании детских чувств, о соотнесении их эмоциональной жизни с духом и смыслом христианской жизни, и о насыщенности этой жизни.
   В завершении мне хочется напомнить, что игра, как способ познания мира и жизни заложена в ребенка изначально, вместе со способностью мыслить чувствовать, принимать решения. Из способности играть вырастают важнейшие качества человека, такие как способность настраивать себя согласно с тем или иным идеальным образом, видеть себя глазами других людей, способность соотносить с этим видением свою жизнь, способность к внутренней мобильности и подвижности, и, наконец, способность к подражанию, как основа всей христианской жизни.

   Итак, подведем итог всему сказанному. Смысл и цель всякой игры - это:
      во-первых, формирование и освоение новых внутренних мотивов,
      во-вторых, это школа справедливости, правил, правды, этическая школа в лучшем смысле этого слова,
      в-третьих, игра школа диалога с точки зрения диалогичности игры, и школа открытости, выхода навстречу другому, с точки зрения социализации и с точки зрения духовного перерастания себя. И, наконец
      в-четвертых, игра служит запросам чувств, и дает возможность для их выражения и формирования.

   (Александр Сединкин на семинаре для скаутских руководителей, проходившем с 13 по 15 ноября 1998 года в Москве)

Назад        




Hosted by uCoz